Андо Хиросигэ (1787 или 1797–1858), японский график. Крупнейший представитель направления укиё-э, мастер цветной ксилографии , Андо Хиросиге разработал новый для японского искусства тип камерного, проникнутого тонким лирическим чувством пейзажа; виртуозно передавал зыбкие, преходящие состояния природы, атмосферные эффекты снега, тумана, дождя (серии “53 станции Токайдо”, 1833–1834, “36 видов Фудзи”, 1854–1858, и др.). Он работал также в жанре “цветы-птицы” (серия “Ласточки и камелии в снегу”, около 1830). Искусство Андо Хиросиге, ставшее известным в Европе во 2-й половине XIX века, существенно повлияло на творчество пейзажистов – представителей импрессионизма и постимпрессионизма.
Кацусика Хокусай, Накадзима Тамэкадзу (1760-1849), японский живописец и график. Учился у гравера Кацукава Сунсё (1777-1778) и других мастеров, изучал средневековую китайскую живопись, испытал влияние Китагава Утамаро, Огата Корини др. Крупнейший представитель направления укиё-э , основатель пейзажного жанра в японской гравюре, Кацусика Хокусай в своих произведениях, запечатлевших самые разнообразные ландшафтные мотивы, с помощью смелых перспективных эффектов и неожиданных цветовых сочетаний воссоздавал эпический образ японского пейзажа, подчеркивал драматичность контраста между неустанной, подчас суетной деятельностью людей и невозмутимым спокойствием природного бытия (серии цветных и тоновых ксилографий “36 видов Фудзи”, 1823-1829, “Путешествие по водопадам различных провинций”, 1827-1833, “100 видов Фудзи”, 1834-1835). С 1780 Кацусика Хокусай выступал как иллюстратор, сделав в течение жизни иллюстрации более чем к 500 книгам, с 1812 создавал сборники “Манга” (“Смешанные рисунки”, до 1871 издано 15 томов). Творчество Кацусика Хокусая оказало значительное воздействие на европейскую живопись и графику последней трети XIX - начала XX веков.
Китагава Утамаро, Торияма Симби (1753 или 1754-1806), японский мастер цветной ксилографии и живописец. Работал в Эдо. Один из крупнейших представителей направления укиё-э , Китагава Утамаро начинал с работ, носящих характер натурных штудий (альбомы “Книга насекомых”, “Песни раковин”, 1780), затем обратился к жанру “бидзин-га” (“изображение красавиц”), создавая с помощью плавной, текучей линии, то строго обобщающей объём, то тонко подчеркивающей детали, лирико-поэтические женские образы, запоминающиеся изящной посадкой головы на удлиненной шее, идеальным овалом лица, маленьким алым ртом (серии “Десять женских характеров”, начало 1790-х годов, “Замечательные красавицы шести чайных домиков”, 1791-1792; “Испытания верной любви”, 1800). Поясные, а затем и погрудные, выполненные в сложной технике полихромной печати на листах большого формата (с применением слюдяного порошка, дающего эффект серебристого мерцающего фона) изображения (серия “Большие головы”, 1790) стали воплощением национального идеала женской красоты. Изысканно-поэтическое творчество Китагава Утамаро сыграло важную роль в пробуждении интереса к японской гравюре у европейских художников 2-й половины XIX века.
Огата Корин, Огата Корэтоми (1653-1743, по другим источникам - 1658-1716), японский живописец, каллиграф, мастер художественного лака, керамист. Глава школы декоративной живописи Сотацу-Корин (названа по имени Огата Корина и его предшественника, живописца Таварая Сотацу, 1576-1643); работал в Киото, с 1704 - в Эдо. Отмеченным восторженным ощущением красоты мира живописным произведениям Огата Корина присущи крупный масштаб изображения, сочность колорита, блеск золотого фона, легкость и раскованность манеры письма (парные ширмы: “Цветение красной и белой сливы”, около 1710, Художественный музей, Атами; “36 прославленных поэтов”, собрание Ёсинари, Токио; “Ирисы”, Художественный музей Нэдзу, Токио).
Судзуки Харунобу (псевдоним - Тёэйкэн) (1717, по другим сведениям, 1724 или 1725-1770), японский график и живописец. Мастер направления укиё-э , Судзуки Харунобу работал в жанре “бидзин-га” (“изображения красавиц”), первым разработал технику полихромной ксилографии и использовал ее для передачи эмоционального мира своих героев (“Красавицы, срывающие ветку сливы”, 1764). Богатый тонкий колорит гравюр Судзуки Харунобу, плавный переход от темного к светлому в фонах, широкое варьирование фактуры и толщины линий способствуют выражению чувств персонажей, поэтической трактовке деталей пейзажа и интерьера (серия цветных ксилографий “Поэзия всех времен года”, 1764-1770).
Сэссю, Тойо Ода, Имина (1420-1506), японский живописец. Крупнейший мастер монохромной живописи “суйбоку-га”, Сэссю работал в жанре пейзажа (“Зимний пейзаж”, 1480-е годы, Токийский национальный музей; “Пейзажи четырех времен года”, собрание Курода, Токио), стремился к свободной трактовке реальных форм, способствующей созданию окрашенных личным мироощущением художника образов. Свойственные им суровость, чувство беспокойства и динамизм Сэссю передавал в двух стилистических манерах: “син” (ломаные линии рисунка, нервные мазки-точки) и “хабоку” (резкие кистевые мазки, пространственные и световоздушные эффекты).
Тёсюсай Сяраку, Сайто Дзюробэ, японский график и актер театра Ноо (конец XVIII - начало XIX века). Мастер направления укиё-э , Тёсюсай Сяраку прославился острохарактерными погрудными изображениями актеров в технике цветной ксилографии, отмеченными предельным накалом страстей, смелостью и свободным артистизмом исполнения (“Актер Накаяма Томисабуро в женской роли”, “Актеры Савамура Содзюро III и Сэгава Кикунодзё III” и др. - все 1794).
Тоба Сёдзо Какую (1053-1140), японский живописец и философ. Был священником монастыря в местечке Тоба. Произведениям Тоба Сёдзо, мастера школы японской буддистской живописи, одного из основоположников монохромной живописи, присущи развитое графическое начало, острая и выразительная композиционная динамика (приписываемые Тоба Сёдзо свитки “Легенды горы Сиги”, монастырь Тёгосэнсидзи, Нара, и “Играющие звери”, монастырь Кодзандзи, Киото).
Хисикава Моронобу, Китибэ (около 1618 - около 1694; по другим источникам 1625 - около 1694, 1638-1714), японский живописец и график. Жил в Эдо. Один из основоположников направления укиё-э , Хисикава Моронобу работал в традиционных для японской живописи жанрах “люди”, “изображение красавиц” (свитки “Костюмы и обычаи”, “Красавица” - оба в Токийском национальный музее; триптих “Известные сцены Эдо”, Художественный музей Надзу, Токио). Станковая графика мастера отличается каллиграфической точностью линий, декоративностью подкрашенных от руки тоновых ксилографий (серия “100 изображений женщин этого бренного мира”, 1681).
Отдельное спасибо http://furuikeya.newmail.ru за краткие биографии японских живописцев.
E-mail: CMrecordsmail@mail.ru
|