Марк Шагал, выдающийся художник XX века, родился в Витебске,
Республика Беларусь, в границах оседлости, которые были определены
ещё Екатериной II для компактного проживания евреев. Он был девятым
ребенком в семье. Его отец работал на складе, где коптили селедку, а
мать держала сoбственную лавку, в которой продавалась эта самая
селедка. Сначала Марк учился в школе при синагоге, а позже его
устроили в светскую гимназию. Первые художественные навыки Шагал
приобрел как раз в гимназии. Затем он стал брать частные уроки у
профессиoнального художника-реалиста. В 1907 году Марк Шагал
переехал в Санкт-Петербуpг, где познакомился с Леоном Бакстом
(который тогда был самым модным театральным оформителем) и стал
частым посетителем его художественной студии. В те годы Шагал
написал такие картины, как "Мертвец" (1908) и "Невеста в черных
перчатках" (1909). В 1910 году с благословления и на деньги патрона
Шагал поехал в Париж. Через полтора года Шагал снял помещение под
собственную студию на окраине Парижа, в Ла Руше, где проживала
местная богема. Там Шагал познакомился с поэтами-авангардистами
Блезом Cентраром, Максом Якобом и Гийомом Апполинером,
экспрессионистом Сотеном, колористом Делонеем и кубистом Жаном
Метцзингером. Такая компания была плодотворной почвой для развития
любого направления в искусстве. Именно тогда Шагал начал
демонстрировать и развивать свою уникальную художественную технику,
зачатки которого проявлялись ещё в Петербурге. За те четыре года в
Париже Шагал написал "Я и деревня" (1911), "Автопортрет с семью
пальцами" (1912), "Скрипрач" (1912) и др. Часто в его картинах
фигурировали неброские герои приятной наружности, с восточным типом
лица и кудрявыми волосами, в которых нетрудно узнать автора. Шагал
несколько раз участвовал в Парижских художественных салонах Paris
Salon des Independants и Salon d'Automne. И, наконец, в 1914 году в
Берлине прошла его первая персональная выставка в галерее Der Sturm.
Марк Шагал поразил художественную общественность Германии. После
этого успеха он вернулся на родину, в Витебск, где и застал начало I
Мировой войны. Там он делал зарисовки в реалистичном стиле,
например, "Раввин из Витебска" (1914). В 1915 году Марк Шагал
женился на Вере Розенфельд, дочери богатого витебского торговца. С
этого момента Вера тоже стала частой героиней его картин, таких как
"Двойной портрет со стаканом вина" (1917) и "День рождения"
(1915-1923). Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с
энтузиазмом. Он даже два с половиной года был комиссаром по культуре
в Витебске, пытался организовывать различные выставки, открывать
музеи и школы. Но постоянные идейные споры с местным руководством
заставили Шагала переехать в Москву. Здесь он попробовал себя в
качестве театрального художника. В 1922 году Шагал вернулся в
Берлин, где обнаружил пропажу многих своих работ. В 1923 году он с
семьей переехал в Париж. Одним из аспектов творчества Шагала была
графика, которой он учился в Берлине. По прибытии в Париж он
познакомился с издателем Амбруазом Волларом, общение с которым
положило начало новому периоду в творчестве художника. Воллар сразу
предложил Шагалу работать над иллюстрациями к французскому изданию
"Мертвых душ" Гоголя. Через три года они начали новый проект -
издание "Басен" Жана де Лафонтена с иллюстрациями Шагала в стиле
XVIII века. Первоначально художник хотел выполнить иллюстрации
акварелью, однако они оказались непригодными для печати, поэтому он
возвратился к черно-белой технике. К 1931 году 100 эскизов для
"Басен" были готовы. Следующим их совместным проектом стала
иллюстрированная Библия. К 1939 году Шагал завершил 66 эскизов. Но
смерть Воллара и начало II Мировой войны вынудили компанию
приостановить работу над проектом. Тем не менее, Шагал продолжал
рисовать, и к 1945 году у него были выполнены 105 эскизов. После
войны парижский издатель Терьяд начал постепенно восстанавливать
наработки Воллара, которые тот не успел реализовать. Так, в 1948
году были изданы "Мертвые души", в 1952 - "Басни", а в 1956 -
Библия. Естественно, все они содержали красочные иллюстрации Марка
Шагала. За время работы с Волларом Шагал побывал во многих странах в
поисках натуры для своих композиций: на французской Ривьере в 1926
году, в Палестине в 1931 г., в Голландии, Испании, Польше и Италии.
В 1931 году Шагал опубликовал французский вариант своей
биографии "Моя жизнь", которую он задумал ещё в России. В 1933
году в Базеле, Швейцария, прошла грандиозная выставка работ Шагала,
которая закрепила его известность в Европе. С началом войны Шагал
переехал в Луару, а с приближением немцев к Франции перемещался все
дальше на юг страны. Наконец в июле 1941 года, когда угроза
концлагеря стала очевидной, Шагал с семьей эмигрировал в США.
Несколько последующих лет он жил в Нью-Йорке или его окрестностях,
продолжая работать над картинами, задуманными ещё в Европе. Типичной
работой этого периода стала картина "Перья и цветы" (1943). В 1944
году умерла жена Шагала. С тех пор её образ стал часто появляться в
творчестве Шагала: "Вокруг неё" (1945), "Свадебные свечи" (1945),
"Ноктюрн" (1947). В 1945 году в Нью-Йорке проходила подготовка к
балету Игоря Стравинского "Жар-птица", над костюмами и декорациями к
которому работал Марк Шагал. А в 1946 году в Музее Современного
Искусства прошла масштабная выставка Шагала. Эти два события
коренным образом изменили мнение американской критики о художнике -
снисхождение сменилось трепетным восторгом. В 1948 году Шагал
возвратился во Францию (сначала в Париж, а затем обосновался на
Ривьере). В 1952 году 65-летний Шагал женился на Ваве Бродской. В
его жизни началась вторая молодость. С 1953 по 1956 год Шагал много
рисовал виды Парижа, не забывая при этом родной Витебск. В 1958 году
Шагал был приглашен художником для оформления постановки балета
Равеля "Дафнис и Хлоя". В том же году он создал несколько мозаик и
витражей для католического храма в Меце, а затем и для синагоги при
медицинском центре в Иерусалиме. В 1964 году Шагал разработал
стеклянный фасад здания ООН в Нью-Йорке и проект нового внутреннего
оформления Paris Opera, а через два года завершил работу над
фресками в New York Metropolitan Opera. В 1967 году он участвовал
как художник в постановке "Волшебной флейты" Моцарта в Мetropolitan
Opera. В 1973 году в Ницце открылся Музей Марка Шагала, а в 1977
году в Лувре появилась персональная экспозиция работ художника.
Творчество Марка Шагала, в картинах которого присутствуют и
массивные букеты, и меланхоличные клоуны, и парящие в облаках
влюбленные, и мифические животные, и библейские пророки, и даже
скрипачи на крыше, стало знаковым этапом в развитии мирового
художественного искусства. Марк Шагал жил до конца жизни на
французской Ривьере. 28 марта 1985 года его не стало.
Отдельное спасибо народному сайту http://starat.narod.ru
E-mail: CMrecordsmail@mail.ru
|