СУДЬБА
МАСТЕРА МИСТИКИ И КОРОЛЯ СИМВОЛИЗМА ИЕРОНИМА БОСХА.
БОСХ
(Bosch; собственно ван Акен, van Aeken) Иероним (Хиеронимус) (около 1450,
Схертогенбос, Брабант (Нидерланды) — 9 августа 1516, там же), нидерландский художник,
один из крупнейших мастеров Северного Возрождения.
Принадлежал
к роду потомственных художников; один из его предков был родом из Ахена («ван
Акен» по-голландски); сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного
города. Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества.
Из
сравнительно небольшого числа сохранившихся произведений Босха лишь 7 подписаны
и ни одно не датировано художником. Стилистически его творчество принято
разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды.
Чаще
всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания
(«Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид; «Корабль дураков», Лувр, Париж); в
те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных
грехов (Прадо). Жанрово-аллегорические сценки, полные
грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере
старых нидерландцев. Доминирует чувство мучительной тревоги за абсурдное
состояние человечества, погрязшего во всяческой скверне.
Правда
быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой, и лишь в
пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну
ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания.
Главные
шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи,
самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Многолюдное
действо центральной части алтаря разыгрывается между Раем на левой и Адом на
правой створках, — наглядными началом и концом земного пути беспутной
человеческой массы. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена,
каждый тащит с него, сколько может». Греховной сутолоке явно противостоят
таинственные поэтические детали (например, изящная чета любовников,
музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная
красота колорита, обретающего все большую легкость.
В
триптихе с Искушением святого Антония (Национальный музей старого искусства,
Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими
сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически
убедительных тварей. Живописные лессировки одновременно удивительно изысканны,
а самое главное — сквозь весь морок проступает воля к самопознанию,
обуздывающему разбушевавшуюся природную стихию. Тот же гуманистический мотив
звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св. Иероним в
покаянии», Музей изобразительных искусств, Гент; и другие), где пейзаж, та же
стихия на наших глазах «умиряется» от переднего плана к далям, словно
демонстрируя плоды напряженной нравственной борьбы.
Так
или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. В
известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо,
традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре
же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество
оказывается высшим грациозным плодом
и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей
людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих
«сюрреалистических» деталей. Характерное для Босха обилие
алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз
высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической
секте).
Напротив,
в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением
волхвов (там же), царит почти безмятежный покой; земная суета, представленная
мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием
переднего плана.
Последние произведения. Итог творчества
Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть. Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма; во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой.
Философская
насыщенность образов, созданных Босхом, ставят их на один уровень с
произведениями Леонардо да Винчи и А. Дюрера. Подготовив своими бытовыми и
пейзажными наблюдениями реализм голландской живописи 17 века, он в то же время
оказался дальним предтечей модернистско-авангардной поэтики абсурда.
Статья
является собственностью CMproduct.
2001-2003. «М.М.(М.)А.»Ó http://www.CM-ART.narod.RU
(Division of CMproduct).